Пятница 14 августа 2026 года

 

Вы здесь:  Главная» Все новости» Общество» Здоровье» Жир на животе в сочетании с дефицитом витамина D резко повышает риск смерти


Жир на животе в сочетании с дефицитом витамина D резко повышает риск смерти

Пятница, 14 Августа 2026 09:45
Жир на животе в сочетании с дефицитом витамина D резко повышает риск смерти Фото из открытых источников

Крупное исследование с участием более 5 500 взрослых старше 50 лет выявило потенциально опасное сочетание рисков для здоровья. Люди с абдоминальным ожирением и дефицитом витамина D сталкивались с риском смерти на 123% выше по сравнению с теми, у кого не было ни одного из этих заболеваний.

 

Результаты, опубликованные в журнале Diabetes, Obesity and Metabolism, свидетельствуют о том, что эти два состояния могут быть особенно вредными, если возникают вместе. Хотя каждый из них был связан с более высоким риском смерти сам по себе, совокупный эффект был значительно сильнее.

 

«Абдоминальное ожирение — хорошо известный фактор риска, так как связано с воспалениями и метаболическими нарушениями. Витамин D, напротив, является гормоном, который действует на различные органы, и его дефицит нарушает ряд функций организма. Когда эти два состояния возникают одновременно, одно усиливает эффекты другого, ещё больше увеличивая риск смерти», — объясняет Тиаго Силва Александре, профессор кафедры геронтологии Федерального университета Сан-Карлоса (UFSCar) в Бразилии, который координировал исследование. «По этой причине мониторинг уровня витамина D и лечение избыточного жира на животе являются необходимыми мерами для предотвращения преждевременной смерти, особенно после 50 лет», — добавляет он.

 

Отслеживание рисков для здоровья на протяжении шести лет

 

Исследование проводилось в сотрудничестве с Университетским колледжем Лондона (UCL) в Великобритании и финансировалось FAPESP. Исследователи наблюдали за 5 520 людьми в возрасте 50 лет и старше в течение шести лет. Все участники были зачислены в Английское лонгитюдное исследование старения (ELSA), одно из крупнейших в мире исследований, посвящённых старению.

 

Данные показали, что дефицит витамина D (уровень ниже 30 нмоль/л) связан с более высоким риском смерти сам по себе, чем абдоминальное ожирение. Абдоминальное ожирение определялось как окружность талии, превышающая 102 сантиметра у мужчин и 88 сантиметров у женщин.

 

Только у людей с абдоминальным ожирением риск смерти был на 47% выше, тогда как дефицит витамина D сам по себе приводил к увеличению до 91%. Однако при наличии обоих условий риск смерти увеличивался более чем вдвое.

 

Как жир на животе может снизить уровень доступного витамина D

 

Александр говорит, что абдоминальное ожирение и дефицит витамина D могут усиливать друг друга в вредном цикле. Брюшной жир может «удержать» витамин D, циркулирующий в организме, накапливая его в адипоцитах (жировых клетках) вместо того, чтобы оставаться доступным в крови.

 

«Это означает, что хотя организм может содержать витамины, хранящиеся в жире, он не свободно доступен в крови для выполнения жизненно важных функций в других органах и системах», — говорит он.

 

Ожирение также может влиять на то, как организм перерабатывает витамин D. У людей с ожирением низкая экспрессия ферментов, участвующих в метаболизме витамина D, что дополнительно ограничивает количество доступного организму этого витамина.

 

«Абдоминальное ожирение снижает циркуляцию витамина D, а этот дефицит ухудшает иммунную систему, усугубляя хроническое воспаление, вызванное избыточным жиром, и значительно увеличивая риск смертности», — объясняет Тиаго Силва Александре.

 

Старение, воспаление и витамин D

 

Эта комбинация может оказаться особенно важной в более поздней жизни, поскольку само старение связано с воспалениями — состоянием низкой степени хронического воспаления.

 

«В нормальных условиях витамин D действует как регулятор иммунной системы, предотвращая выход воспаления из-под контроля. Когда уровень витамина D низкий и избыток жира в животе, формируется неблагоприятная системная среда, которая ускоряет развитие сердечно-сосудистых и метаболических заболеваний, а также потери мышечной массы», — подчёркивает он.

 

Эффект Каскад

 

Новые результаты являются частью более широкой серии исследований, изучающих, как витамин D влияет на здоровье в период старения.

 

«В предыдущих исследованиях мы выявили каскадный эффект. Дефицит витамина D приводит к потере силы, что приводит к снижению скорости ходьбы, потере самостоятельности и большей зависимости от повседневной деятельности», — объясняет Александр.

 

Исследовательская группа также обнаружила в отдельном исследовании, что дефицит витамина D увеличивает риск когнитивного снижения.

 

«Витамин D — это гормон с разными функциями. Он играет роль в регулировании артериального давления, частоты сердечных сокращений, центральной нервной системы, иммунной и эндокринной систем. Поэтому при низком уровне несколько важных функций организма нарушаются», — говорит он.

 

* Информация представлена исключительно в ознакомительных целях и не служит рекомендацией для лечения заболеваний

 
 

 
 
Иванов Дмитрий Опубликовано в Здоровье   Теги Новости
Читайте также
Повышение температуры воздуха связано с проблемами психического здоровья у детей Повышение температуры воздуха связано с проблемами психического здоровья у детей Жаркая погода может негативно влиять как на тело, так и на психику. По мере потепления климата экстремальная жара становится все более распространенным явлением. Растет обеспокоенность по поводу того, что высокие…
Существует ли опасность для слуха при использовании наушников Существует ли опасность для слуха при использовании наушников Какой максимально допустимый уровень громкости для наушников? Насколько критично засыпать в них? Данные вопросы сегодня стоят особенно остро. Медики всё чаще предупреждают о росте случаев потери слуха во всем мире,…
Смертельно опасная супербактерия скрывается внутри волосяных фолликулов Смертельно опасная супербактерия скрывается внутри волосяных фолликулов Candida auris — это дрожжевой грибок, который оседает на коже и волосах человека и не покидает их. Большинство людей о нем никогда не слышали. В больницах его невозможно удалить с…
Интернет и СМИ
Главное за сутки
Повреждения в порту Усть-Луга и на складе Wildberries под Тверью. Последствия атак БПЛА ВСУ на российские регионы Повреждения в порту Усть-Луга и на складе Wildberries под Тверью. Последствия атак БПЛА ВСУ на российские регионы Средства ПВО в течение прошедшей ночи перехватили и уничтожили 553 украинских беспилотника над российскими регионами, а также акваториями Черного и Азовского морей. Об этом сообщили в Минобороны РФ. Обломки БПЛА…
Поражены два морских буксира и ж/д станция порта Измаил. Новые удары ВС РФ по объектам на Украине Поражены два морских буксира и ж/д станция порта Измаил. Новые удары ВС РФ по объектам на Украине Российские войска продолжают наносить удары по инфраструктуре украинских портов и морским судам, задействованным в интересах ВСУ. По данным Минобороны России, поражены железнодорожная станция порта Измаил, используемая для погрузки, хранения, транспортировки…
Россиянина приговорили к 23 годам колонии строгого режима за шпионаж в пользу Польши Россиянина приговорили к 23 годам колонии строгого режима за шпионаж в пользу Польши Мосгорсуд приговорил к 23 годам лишения свободы за шпионаж в пользу польских спецслужб россиянина Георгия Пирогова, собиравшего данные о перспективных образцах вооружения, применяемого Россией в ходе СВО, добывая информацию о…
Тема дня
Принцип Фиделя Кастро поможет Кубе выстоять Принцип Фиделя Кастро поможет Кубе выстоять

Столетие Фиделя Кастро Куба отмечает в тяжелейшей экономической ситуации: США применили все методы б...

Фото
Лесные пожары, раздуваемые муссонами могли повлиять на эволюцию человека Лесные пожары, раздуваемые муссонами могли повлиять на эволюцию человека

Влажные климатические периоды не гасили лесные пожары в бассейне Туркана в Восточной Африке 1,75 мил...

Опрос

Кто первый посягнет на западные регионы Украины?

 

Анекдот дня

Ощущение, что кто-то просыпается и говорит: "Алиса, сделай ещё хуже."

Еще »

Этот сайт использует файлы «cookie» с целью повышения удобства его использования. Во время посещения сайта вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием сервиса «Яндекс. Метрика». Продолжая использовать сайт, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности.

Интересные материалы
МЫ ВКОНТАКТЕ

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

(Роскомнадзор). Реестровая запись от 07.06.2022 серия ЭЛ № ФС 77 – 83392. При использовании, полном или частичном

цитировании материалов planet-today.ru активная гиперссылка обязательна. Мнения и взгляды авторов не всегда совпадают с

точкой зрения редакции. На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии

предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей

сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)".