Четверг 28 марта 2024 года

Вы здесь:  Главная» Все новости» Наука» Топ-10 археологических находок 2022 года

Топ-10 археологических находок 2022 года

Четверг, 29 Декабря 2022 20:09

Из-за длительного периода изоляции, а затем пандемии ковида, множество археологических проектов в мире оказалось заморожено. Однако как только это стало возможно, ученые вернулись к раскопкам и в 2022 году сделали немало необычных находок. Мы собрали для вас топ-10 самых значимых из них.

Тоннель, который может привести к гробнице Клеопатры

В течение 20 лет археологи вели поиски вокруг храма Тапузирис Магна в поисках места последнего упокоения египетской царицы Клеопатры и ее мужа Марка Антония. В этом году поиски ученых увенчались успехом: они обнаружили под храмом тоннель, длиной 1300 метров, расположенный на глубине 13 метров. Часть туннеля находится под водой, возможно, из-за древних землетрясений, которые произошли в регионе между 320 и 1303 гг. н.э. Эти стихийные бедствия могли привести к обрушению Тапузирис Магна. Вырубленный в скале тоннель со строгими пропорциями уже окрестили «геометрическим чудом».

Мумии с золотыми языками

Египетские археологи обнаружили древние гробницы с мумиями с золотыми языками во рту — возможный мифологический символ загробной жизни. Власти Египта сообщили, что несколько мумий были найдены в некрополе Кевайсна, месте захоронения в Египте с сотнями гробниц из разных периодов истории страны. Считается, что настоящие языки мумий были удалены во время бальзамирования и заменены золотым артефактом, чтобы умерший мог говорить с Осирисом в загробной жизни и убедить его проявить милосердие к их душе.

Обломки пропавшего 100 лет назад корабля Endurance

Участники экспедиции Endurance-22, отправившиеся в Антарктику в феврале этого года, сумели найти фрагменты корабля Эрнеста Шеклтона, затонувшего в 1915 году. Деревянный корабль был найден на глубине около трех километров. На кадрах со дна видно, что корабль находится в прекрасном состоянии: сохранился даже штурвал и название на корме судна. Endurance был обнаружен примерно в 6,5 километрах южнее места, которое изначально указывал капитан корабля Фрэнк Уорсли. Команда экспедиции осуществляла погружения с борта южноафриканского полярного исследовательского судна SA Agulhas II. В поисковых работах были активно задействованы бесконтактные подводные поисковые роботы.

Доримская монета, найденная близ Темзы

На южном берегу Темзы в Барн-Элмс археологи обнаружили одну из самых ранних монет из когда-либо найденных на территории Британии. Сопутствующие находке артефакты указывают на существование здесь поселения железного века, датируемого 800 – 43 гг. до н.э. Эта находка может стать поводом пересмотреть и даже переписать историю Лондиниума, предшественника главного города Великобритании. Cчитается, что Лондон изначально был римским городом, поскольку рядом с центром мегаполиса не было обнаружено никаких существенных доримских поселений. Раскопки в Барн-Элмс, которые начались в 2019 году, позволили ученым обнаружить руины жилища круглой формы, указывающие на существование здесь поселения во времена железного века. Позже здесь же были обнаружены и другие артефакты, свидетельствующие о том, что здесь располагалось «шумное поселение с процветающей металлургической промышленностью». Монета с отметкой места, где она была отчеканена, стала одной из них. Дизайн монеты позволяет предположить, что она была изготовлена для народа Кантиаки — кельтского племени эпохи железного века, жившего в Британии до завоевания ее римлянами. Известно, что именно Кантиаки одними из первых ввели в оборот монеты на территории Великобритании и торговали с другими европейцами.

Изображение Иисуса в заброшенной церкви посреди пустыни

Редкое изображение Иисуса Христа обнаружили археологи в заброшенной раннехристианской церкви посреди пустыни Негев среди руин крупной деревни Шивта, процветавшей в византийскую эпоху. Руины церкви в Шивте были впервые обнаружены в 1871 году, однако информации о работе первых исследователей почти не осталось. На найденной современными специалистами фреске запечатлена сцена Крещения Иисуса, а, главное, на изображении сохранилось лицо Христа. Интрига заключается в том, что ни в одном из Евангелий нет описания того, как выглядел Иисус. Его внешность на протяжении почти двух тысячелетий является предметом жарких споров. При этом самый «ранний» портрет Спасителя, найденный в Сирии, датируется III в. н.э. На фреске в Шитве Иисус показан с короткими кудрявыми волосами, овальным лицом и крупным носом. Поле того, как археологи сделали снимки фрески в высоком разрешении, им удалось детально рассмотреть изображение, нанесенное на стену более 1,5 тысячелетий назад. Именно благодаря фотографиям ученым удалось понять, что рисунок изображает сцену Крещения: на фреске видны фигуры Христа и Иоанна Крестителя. Одной из причин того, что археологи прежде не замечали этой фрески, могут быть наслоения вековой грязи на изображении. Кроме того, она расположена слишком высоко на стене, чтобы ее можно было заметить просто так.

Загадочные жертвоприношения в пирамиде ацтеков

Новые способы исследования недавно позволили археологам проникнуть внутрь древнего Храма Кетцалькоатля в ацтекском городе Теотиуакан. Ученым удалось обнаружить небольшой туннель. Внутри пирамиды исследователи обнаружили около 20 почти целых скелетов людей, тщательно сложенных в нечто вроде символического узора. Останки еще более 260 человек были обнаружены вмурованными в стены и фундамент постройки. Причины гибели этих людей на данный момент не известны: они могли умереть естественной смертью или были принесены в жертву. Для получения доступа к останкам и артефактам, находящимся в святилище, археологам пришлось раскопать более 1000 тонн почвы, чтобы открылся вход в туннели.

Сокровища в захоронении на территории Польши

Во время археологических раскопок на острове недалеко от Островите (Померания) было обнаружено тысячелетнее захоронение, богато украшенное погребальным инвентарем. Считается, что эти предметы, некоторые из которых чрезвычайно редки, принадлежали богатому члену поморской элиты. Два янтарных кольца, бронзовая чаша, железный нож в кожаном чехле и бронзовые пряжки были найдены в могиле человека, принадлежавшего к поморской знати, жившего между XI и XII веками.

Мраморная голова Геракла на месте антикитерского кораблекрушения

Ученые провели новое исследование на месте знаменитого антикитерского кораблекрушения и обнаружили мраморную голову, которая, вероятно, была частью статуи Геракла. Предполагается, что голова статуи является частью безголовой скульптуры Геракла, обнаруженной здесь еще в 1900 году. Что касается остальных находок, то они тоже представляют собой значительный интерес — например, ученые уже готовятся к генетическому анализу обнаруженных на дне моря человеческих зубов.

Новые фаюмские портреты мумий

Египетская археологическая миссия обнаружила монументальное погребальное сооружение и портреты мумий птолемеевского и римского периодов на археологических раскопках Гарза в Фаюме (Файюме), примерно в 60 километрах к югу от Каира. Это первые портреты мумий, найденные при археологических раскопках в Фаюме с тех пор, как Флиндерс Петри нашел 146 из них в некрополе римской эпохи в 1910-1911 годах и которые получили известность как фаюмские портреты.

Самая старая в мире запись на ханаанском языке

Древний гребень для вычесывания вшей из слоновой кости с надписью  был обнаружен израильскими археологами. Датировка показала, что он был изготовлен около 3700 лет назад. Ученые полагают, что находка может быть самым ранним примером надписи на ханаанском алфавитном письме. В предложении, написанном на гребне содержится призыв расчесывать волосы и бороды, чтобы не заразиться вшами. Предложение включает семнадцать букв, которые можно перевести как: «Пусть этот бивень вырвет вшей из волос и бороды». По мнению экспертов, данное открытие расширит знания людей о ханаанском алфавите, изобретенном около 1800 г. до н.э. Считается, что он является основой всех алфавитных систем, включая греческую, арабскую, иврит, латынь и кириллицу.

2022 год был полон захватывающих археологических открытий, и выбрать всего 10 из них было непростой задачей. Тысячи групп археологов по всему миру усердно работают, раскапывая находки, которые продолжают формировать наше понимание истории человечества.

Метелева Екатерина Опубликовано в Наука   Теги Новости