Примерно каждый десятый человек на земном шаре обладает цветом глаз, который, выражаясь поэтическим языком, можно сравнить с оттенком летнего неба, оттенком тропического океана или даже с бледным оттенком безупречно ограненного аквамарина.
В некоторых европейских популяциях эта доля может резко возрасти до трех человек из каждых четырех.
Почему этот цвет продолжает конкурировать с более землистыми тонами темнопигментированной радужной оболочки, уже давно является поводом для размышлений. Теперь антропологи из Великобритании предполагают, что голубые глаза могут иметь небольшой оттенок в условиях слабого освещения. В настоящее время это исследование размещено на сервере предварительного рецензирования bioRxiv.
В своем предварительном эксперименте Кёко Ямагучи и ее студентка Фэйт Эрин Кейн из Ливерпульского университета Джона Мурса исследовали эту возможность с 39 взрослыми добровольцами, которые прошли простую 30-секундную проверку зрения при уменьшающейся интенсивности света.
Цвет глаз определялся самостоятельно, а затем был подтвержден как синий или карий с использованием недавно разработанного руководства по классификации, в результате чего исследователи получили 25 человек с той или иной степенью голубых глаз и 14 со светло- или темно-карими глазами.
Как только цифры были подсчитаны, люди с яркими голубыми глазами могли читать коды, изображенные на стене, при значительно меньшем освещении – в среднем минимум всего 0,7 люкс – чем их кареглазые сверстники, у которых средний уровень освещенности составлял минимум 0,82 люкс.
Учитывая, что исследование является предварительным с относительно небольшим размером выборки и еще не прошло рецензирование, результаты эксперимента подтверждают теорию о том, что потеря пигментации радужной оболочки была признаком, выбранным в некоторых популяциях для улучшения зрения в условиях низкой освещенности.
Независимо от того, ореховые ли они с мшистыми крапинками, штормово-серые со стальными краями или зеленые с янтарными лучами, все ирисы состоят из пары «холстов», на которых разное количество белков, таких как меланин.
Большие дозы белков в верхнем слое затемняют глаза. По мере истощения пигментации рассеяние света через прозрачные слои глаза придает радужной оболочке более синий оттенок, мало чем отличающийся от того, как свет, рассеянный в атмосфере, приобретает знакомые оттенки неба.
Конечно, справедливо предположить, что эволюция подарила нам пигментированные радужки не без причины. Учитывая, что у людей с более темными глазами реже возникают такие заболевания, как рак и дегенерация желтого пятна, радужная оболочка, полная меланина, вероятно, обеспечит определенную степень защиты.
Примерно в то время, когда люди начали осваиваться и разбираться во всем этом сельском хозяйстве, у одного человека произошла мутация «переключателя» гена, связанного с альбинизмом, что дало их телу способность снижать уровень меланина в очень конкретное место – их глаза.
Если это генетическое изменение и происходило у других людей в другие периоды истории, оно давно затерялось в эволюционном тупике. Однако это единственное событие на протяжении веков перешло в родословные по всему миру, и сегодня его можно найти у сотен миллионов людей по всему миру.
Как и в случае со многими адаптациями, объяснение того, почему эта мутация сохранилась, вероятно, будет сложным.
Это могло быть связано с престижем или красотой, обеспечивало защиту от плохого настроения в темное зимнее время года или просто потребляло меньше ресурсов организма для работы во враждебных условиях, когда темные глаза больше не были необходимы. Возможно, все вышеперечисленное.
Если в этом исследовании есть что сказать, то, увидев это немного лучше в холодном, сумеречном мире, можно было бы склонить чашу весов, добавив к спектру разнообразия, которым является современное человеческое тело.
55000-летние кости неандертальцев указывают на регулярные эпизоды каннибализма
Неандертальцы во Франции питались олениной, хотя и не прочь полакомиться мясом своих сородичей. Среди тысяч костей животных, обнаруженных в пещере Ле-Прадель, исследователи нашли разрозненные туши по меньшей мере восьми неандертальцев,…
Нынешнее супер-Эль-Ниньо намного превосходит всё, что учёные видели раньше
В Тихом океане назревает беспрецедентное явление Эль-Ниньо. Его нарастающая сила настолько беспрецедентна, что климатологи даже не уверены, какое влияние оно окажет, когда достигнет своего пика, но они говорят, что эта…
Не только мясо, но и сахар является источником энергии для эволюции мозга
Группа исследователей из Сиднейского университета и Университета Глазго утверждает, что решающую роль в увеличении человеческого мозга за последние 4 миллиона лет могли сыграть пищевые сахара, а не продукты животного происхождения,…
Погибшие в Нижнекамске и 456 БПЛА. Последствия атак ВСУ на российские регионы
Средства ПВО в течение ночи перехватили и уничтожили 456 украинских беспилотников над российскими регионами, сообщили в Минобороны РФ. Производственные и гражданские объекты в Нижнекамске подверглись массированной атаке БПЛА, есть погибшие.…
В Белгородской области за неделю девять человек погибли при атаках ВСУ
Вооруженные силы Украины порядка 2 тыс. раз предпринимали попытки ударов по территории Белгородской области за прошедшую неделю. В результате погибли девять мирных жителей, еще более 140 пострадали, сообщил председатель Белгородской…
При взрыве на золоторудном месторождении на Камчатке погиб человек
Один человек погиб и двое пострадали при взрыве на Асачинском золоторудном месторождении на Камчатке, сообщили ТАСС в территориальном Центре медицины катастроф. "В результате взрыва, по предварительной информации, один человек погиб…
Швеция тоже решила подчиниться украинскому морскому пиратству
Прецедентный вердикт принял на уходящей неделе Верховный суд Швеции: он утвердил решение конфисковат...
В недавнем прошлом на поверхности Плутона могли течь жидкие азотные частицы
Исследователи планет, анализируя изображения, полученные космическим аппаратом НАСА «Новый горизонт»...
Этот сайт использует файлы «cookie» с целью повышения удобства его использования. Во время посещения сайта вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием сервиса «Яндекс. Метрика». Продолжая использовать сайт, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности.
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор). Реестровая запись от 07.06.2022 серия ЭЛ № ФС 77 – 83392. При использовании, полном или частичном
цитировании материалов planet-today.ru активная гиперссылка обязательна. Мнения и взгляды авторов не всегда совпадают с
точкой зрения редакции. На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии
предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей
сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)".