Четверг 02 мая 2024 года

Вы здесь:  Главная» Все новости» Наука» Признаки династического инцеста в Ньюгрейндже раскрывают секреты ирландских мегалитов

Четверг, 18 Июня 2020 17:45

Древние короли Ирландии женились на своих сестрах и отцовских инбредных детях, чтобы поддерживать династические родословные. Об этом свидетельствуют 5000-летние геномы, обнаруженные в гробнице Ньюгрейнджа. Эксперты из Тринити-колледжа Дублина пришли к такому выводу после изучения ДНК человека, который был похоронен в знаменитой гробнице в ирландском графстве Мит. Человек, по-видимому, был "продуктом инцеста первой степени", что означает, что его родители, вероятно, были либо братьями и сестрами, либо связаны по линии родители-дети.

Нарушение таких глубоко укоренившихся табу при сохранении общественного признания обычно допускается только среди тех, кто считается выше правил или даже богоподобным. Это говорит о том, что династия древних ирландских королей считала себя элитой, схожей с таковой у инбредных королей инков и древнеегипетских фараонов.

Кроме того, исследователи также нашли самый ранний известный случай человека с синдромом Дауна генетического расстройства в отдельной могиле.

Более древняя, чем пирамиды и Стоунхендж, гробница Ньюгрейндж - впечатляющий неолитический памятник весом около 200 000 тонн, построенный более 5000 лет назад. Большая круглая насыпь, которая скрывает внутренний каменный проход и камеры, известна своим ежегодным «солнечным выравниванием», когда восход солнца во время зимнего солнцестояния освещает его священную внутреннюю камеру золотым всплеском света.

Мало что было известно, однако, о доисторическом обществе, которое возвело этот памятник, что и побудило археологов и генетиков провести анализ геномов 44 неолитических людей из разных мест по всей Ирландии.

Среди них был инбредный человек, который был найден похороненным в самой богато украшенной нише гробницы Ньюгрейнджа и, вероятно, принадлежал к династической элите.

"Я никогда не видела ничего подобного. Мы все наследуем две копии генома, одну от нашей матери и одну от нашего отца", - сказала автор статьи и генетик Лара Кэссиди из Тринити-колледжа в Дублине. "Ну, копии этого человека были чрезвычайно похожи, это явный признак тесного инбридинга. Фактически, наши анализы позволили нам подтвердить, что его родители были родственниками первой степени".

По словам доктора Кэссиди, такие отношения, в которых брат и сестра рожают ребенка, являются почти универсальным табу как по биологическим, так и по культурным причинам. Однако, добавила она, есть одно известное исключение - инцест первой степени иногда считается приемлемым среди социальных элит, как правило, внутри обожествленной королевской семьи. Установив себя выше этого самого кардинального правила, это позволяет элитным семьям одновременно поддерживать свое отделение от широкой общественности, одновременно укрепляя социальную иерархию и свою власть.

"Фактически, династический инцест часто идет рука об руку с публичным ритуалом и экстравагантной монументальной архитектурой - потому что они достигают тех же целей", -добавила доктор Кэссиди.

Здесь удачное расположение останков мужского скелета сочетается с беспрецедентной природой его древнего генома. Престиж погребения делает этот союз социально санкционированным и говорит об иерархии настолько экстремальной, что единственными партнерами, достойными элиты, были члены семьи.

Генетический анализ команды также выявил сеть далеких семейных отношений между человеком из  Ньюгрейнджа и другими проходными могилами по всей Ирландии - в том числе мегакладбища Кэрроумора и Кэрроукила в графстве Слайго.

"Похоже, что у нас есть мощная расширенная родственная группа, которая имела доступ к элитным местам захоронения во многих регионах острова, по крайней мере, пол тысячелетия", - поясняют ученые.

Кроме того, исследователи обнаружили, что результаты их генетического анализа нашли отклик как в солнечном феномене Ньюгрейнджа, так и в части локальной мифологии.

Рассказ, впервые записанный в 11 веке нашей эры, примерно через 4000 лет после возведения Ньюгрейнджа, рассказывает о короле Брезале Бродибаде, который поручил "людям Ирландии со всех сторон" построить башню, чтобы поднять его на небеса.  Сестра короля предложила остановить движение солнца в небе, чтобы позволить завершить строительство в течение долгого дня, но ее магия была нарушена, когда Брезал переспал с ней, и башня, достигающая небес, так и осталась незаконченной.

Фактически, название на ирландском языке для близлежащей могилы "Fertae Chuile переводится как "Холм греха". А учитывая всемирно известное выравнивание солнцестояния Ньюгрейнджа, магические солнечные манипуляции в этом мифе уже заставили ученых усомниться в том, как долго может существовать устная традиция.

Проведенное геномное исследование включило людей с территории всей страны за более, чем 2000 лет ирландской истории и выявило также другие неожиданные результаты.  Например, самый ранний из известных случаев синдрома Дауна был обнаружен у молодого мальчика, который был похоронен 5500 лет назад в самой древней известной ирландской структуре захоронения, портальной гробнице в Пулнаброне.  Изотопный анализ останков ребенка выявил диетические признаки грудного вскармливания. По словам исследователей, это открытие указывает на то, что видимая разница не была препятствием для захоронения в престижных кругах в глубоком прошлом.

Исследование также показало, что люди, которые построили неолитические памятники, были ранними фермерами, которые мигрировали в Ирландию, заменив охотников-собирателей, которые предшествовали им. Но эта замена, похоже, не была абсолютной, поскольку у одного западного ирландского человека было обнаружено, что в его недавнем генеалогическом древе есть ирландский охотник-собиратель, что указывает на "затопление" более ранней популяции, а не на истребление.

Геномы из редких останков самих ирландских охотников-собирателей показали, что они наиболее тесно связаны с популяциями охотников-собирателей из Британии, наряду со своими коллегами из материковой Европы. Однако, в отличие от британских примеров, у самого раннего ирландца был генетический отпечаток длительной островной изоляции.

Это, как объяснили ученые, вполне согласуется с тем, что известно о доисторических уровнях моря после ледникового периода - когда Британия поддерживала сухопутный мост на континент через много лет после отступления ледников. Между тем, Ирландия была отделена морем, и поэтому ее раннее население должно было прибыть на примитивных лодках.

В целом это исследование подчеркивает, что анализ древних геномов может выявить гораздо больше, чем просто семейные связи, привычки питания и перемещения населения. Комбинируя эту важную информацию с археологическими и историческими деталями и даже древними мифами, мы можем найти более четкие указания на то, как политические системы и социальные ценности выглядели в доисторической эпохе.

Николаева Мария Опубликовано в Наука