Суббота 15 августа 2020 года
Мы
в соцсетях

Вы здесь:  Главная» Все новости» Наука» Может ли хороший режим сна компенсировать генетическую предрасположенность к сердечным заболеваниям и инсульту?

Среда, 18 Декабря 2019 13:03

Впервые исследователи оценили влияние на риск развития проблем с сердцем или кровеносными сосудами сочетание режимов сна и генетической предрасположенности к сердечно-сосудистым заболеваниям.

Исследование, возглавляемое профессором Лу Ци, директором Исследовательского центра ожирения университета Тулейна в Университете Тулейна, Новый Орлеан, США, показало, что даже если у людей был высокий генетический риск сердечных заболеваний или инсульта, это, как оказалось, в некоторой степени компенсируется хорошими режимами сна.

Исследователи рассмотрели генетические вариации, известные как SNPs (single nucleotide polymorphisms), которые уже были известны как связанные с развитием сердечно-сосудистых заболеваний и инсульта. Они проанализировали SNPs из образцов крови, взятых у 385 292 здоровых участников проекта Биобанка Великобритании, и использовали их для создания оценки генетического риска, чтобы определить, были ли участники с высоким, средним или низким риском сердечно-сосудистых проблем.

Профессор Ци и его коллеги также создали новый, "здоровый сон" благодаря опросу участников. Были опрошены "совы" и "жаворонки", была установлена продолжительность сна участников опроса, и то, страдали ли они от бессонницы, храпа или частой, чрезмерной дневной сонливости. Оценка здорового сна варьировалась от 0 до 5, причем 5 баллам соответствовала самая здоровая моделью сна, представляющая собой человека-жаворонка, который спал между 7-8 часов, без бессонницы, храпа или дневной сонливости.

Исследователи следили за участниками в среднем на протяжении 8,5 лет, и за это время было зарегистрировано 7280 случаев заболеваний сердца или инсульта.

Профессор Ци сказал: "Мы хотели проверить, существует ли связь между режимами сна и сердечно-сосудистыми заболеваниями, а также генетической предрасположенностью. Это было сделано впервые."

"Мы также хотели оценить долю сердечно-сосудистых проблем, которые не возникли бы, если бы все участники имели здоровый режим сна."

Исследователи обнаружили, что по сравнению с теми, кто имеет оценку сна 0-1 (нездоровый сон), участники с оценкой 5 на 35% меньше подвержены риску сердечно-сосудистых заболеваний и на 34% меньше подвержены риску как сердечных заболеваний, так и инсульта.

Профессор Ци сказал: "Если связь между сном и сердечно-сосудистыми заболеваниями окажется причинной, то более чем десятая часть всех сердечных заболеваний и инсультов не произошли бы, если бы все участники имели оценку здорового сна 5. Среди людей с показателем здорового сна 5 было почти в 7 раз меньше случаев сердечно-сосудистых заболеваний в расчете на 1000 человек в год по сравнению с теми, кто имеет показатель сна менее 5."

Когда исследователи посмотрели на комбинированный эффект оценки сна и генетической восприимчивости в отношении сердечно-сосудистых заболеваний они обнаружили, что участники с высоким генетическим риском и плохим режимом сна имели более чем в 2,5 раза больший риск сердечных заболеваний и в 1,5 раза больший риск инсульта по сравнению с участниками с низким генетическим риском и здоровым режимом сна. Это означало, что среди плохо спящих с высоким генетическим риском по сравнению с хорошо спящими с низким генетическим риском было еще 11 случаев сердечных заболеваний и пять случаев инсульта на 1000 человек в год. Однако здоровый режим сна несколько компенсировал высокий генетический риск, причем риск для этих людей чуть более чем в два раза возрос.

"Мы обнаружили, что высокий генетический риск может быть частично компенсирован здоровым сном", - сказал профессор Ци. "Кроме того, мы обнаружили, что люди с низким генетическим риском могут потерять эту врожденную защиту, если у них был плохой сон."

Человек с высоким генетическим риском, но здоровым режимом сна имел в 2,1 раза больший риск сердечных заболеваний и в 1,3 раза больший риск инсульта по сравнению с человеком с низким генетическим риском и хорошим режимом сна. В то время как кто-то с низким генетическим риском, но нездоровым режимом сна имел в 1,7 раза больший риск сердечных заболеваний и в 1,6 раза больший риск инсульта.

Исследователи не могут исключить возможность того, что плохой сон может свидетельствовать о какой-то скрытой и не выявленной проблеме со здоровьем, которая может играть определенную роль в повышенном риске сердечно-сосудистых заболеваний. Однако они попытались минимизировать этот риск, исключив всех пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями в начале исследования, а также учитывали факторы, которые могли повлиять на результаты и были связаны со здоровьем человека, такие как возраст, пол, этническая принадлежность, депривация, физическая активность, курение, употребление алкоголя, индекс массы тела, другие проблемы со здоровьем и семейный анамнез сердечных заболеваний и инсульта.

Профессор Ци заключил: "Как и другие выводы из наблюдательных исследований, наши результаты указывают на ассоциацию, а не причинно-следственную связь. Тем не менее, эти выводы могут мотивировать другие исследования и, по крайней мере, предполагать, что необходимо учитывать общее поведение во сне при рассмотрении риска сердечных заболеваний или инсульта у человека."

Другие ограничения исследования включают в себя следующее: исследователи полагались на участников, сообщающих о своих моделях сна, и это произошло только один раз в начале исследования; оценка здорового сна не включала все проблемы со сном, такие как синдром беспокойных ног; и большинство участников Биобанка Великобритании имеют европейское происхождение, что может повлиять на обобщение результатов касаемо других популяций.

Неясно, какие механизмы могут быть ответственны за связь между сном и риском развития сердечно-сосудистых заболеваний. Исследователи говорят, что нездоровый сон может нарушить гормональную или метаболическую регуляцию организма, увеличить воспаление и нарушить естественный циркадный ритм организма.

Ванько Ольга Опубликовано в Наука   Теги Новости