Среда 12 августа 2026 года

 

Вы здесь:  Главная» Все новости» Наука» Археологи поставили под сомнение «палео»-диету древних охотников-собирателей


Археологи поставили под сомнение «палео»-диету древних охотников-собирателей

Вторник, 07 Января 2025 00:21

Новое археологическое исследование, проведенное вдоль берегов реки Иордан к югу от долины Хула на севере Израиля, предлагает свежий взгляд на пищевые привычки древних людей, бросая вызов общепринятым представлениям о доисторических диетах. Исследование показывает, что древние охотники-собиратели в значительной степени полагались на растительную пищу, особенно крахмалистые растения, как на основной источник энергии.

 

Результаты исследования свидетельствуют о том, что вопреки распространенному мнению, рацион ранних гоминидов не был сосредоточен исключительно на животном белке, а включал в себя разнообразную растительную пищу, включая желуди, злаки, бобовые и водные растения.

 

Это междисциплинарное исследование, опубликованное в Proceedings of the National Academy of Sciences (PNAS), фокусируется на обнаружении крахмальных зерен возрастом около 780 000 лет, обнаруженных в базальтовых орудиях на древнем поселении недалеко от Гешер Бнот Яаков (Мост дочерей Иакова). Место, расположенное на берегах древнего озера Хула, предоставило множество доказательств, включая более 20 слоев поселения, окаменелые останки животных и растительные остатки, такие как семена и плоды.

 

Исследование проводилось в рамках докторской диссертации доктора Хадара Ахитува на кафедре исследований и археологии Земли Израиля Мартина (Шуса) Университета Бар-Илан. Сейчас он работает в Лаборатории древних технологий обработки пищевых продуктов (LAFPT) Института археологии Зинмана Университета Хайфы. В этом совместном исследовании также участвовали ученые из нескольких учреждений, включая профессора Ниру Альперсон-Афил и Йоэля Меламеда из Университета Бар-Илан, профессора Нааму Горен-Инбар из Еврейского университета и профессора Аманду Генри из Лейденского университета, Нидерланды.

 

Исследование противоречит преобладающему мнению о том, что рацион питания древних людей в основном состоял из животного белка, как предполагает популярная «палео»-диета. Многие из этих диет основаны на интерпретации костей животных, найденных в археологических памятниках, при этом растительная пища сохранилась редко. Однако обнаружение крахмальных зерен на древних орудиях труда дает новое представление о центральной роли растений, особенно крахмалистых клубней, орехов и корней, которые богаты углеводами, жизненно важными для энергетических потребностей человеческого мозга.

 

Исследование подчеркивает сложные методы, которые использовали ранние люди для обработки растительных материалов. Зерна крахмала были найдены на базальтовых булавах и наковальнях — инструментах, использовавшихся для дробления и измельчения растительной пищи. Эти инструменты, самые ранние свидетельства обработки растительной пищи человеком, использовались для подготовки различных растений, включая желуди, злаки, бобовые и водные растения, такие как желтая кувшинка и ныне вымерший водяной орех. Исследователи также идентифицировали микроскопические останки, такие как зерна пыльцы, шерсть грызунов и перья, что подтверждает достоверность результатов исследования крахмала.

 

«Это открытие подчеркивает важность растительной пищи в эволюции наших предков», — сказал Ахитув. «Теперь мы понимаем, что ранние гоминиды собирали самые разные растения круглый год, которые они обрабатывали с помощью инструментов, сделанных из базальта. Это открытие открывает новую главу в изучении ранних человеческих диет и их глубокой связи с растительной пищей».

 

Результаты также дают представление о социальном и когнитивном поведении ранних людей. Использование инструментов для обработки растений предполагает высокий уровень сотрудничества и социальной структуры, поскольку гоминиды действовали как часть более крупных социальных групп. Их способность использовать разнообразные ресурсы как водной, так и наземной среды показывает глубокое знание своего окружения, во многом похожее на знание современных людей.

 

Это открытие знаменует собой важную веху в области изучения доисторического периода и предоставляет ценные данные о пищевых привычках наших древних предков, предлагая новые перспективы эволюции человека и развития сложных обществ. 

 
 

 
 
Николаева Мария Опубликовано в Наука   Теги Новости
Читайте также
Извергнувшийся в 2018 году вулкан поднял материал со времен зарождения Земли Извергнувшийся в 2018 году вулкан поднял материал со времен зарождения Земли Молодой подводный вулкан недалеко от Майотты сохранил химическую память о рождении Земли вплоть до морского дна. И эта память очень древняя. Лава из Фани-Маоре содержит следы мантийного материала, образовавшегося в…
Птицы по всему миру строят свои песни из одних и тех же восьми звуков Птицы по всему миру строят свои песни из одних и тех же восьми звуков Утреннее пение птиц напоминает пение сотен певчих птиц, каждая из которых поет что-то свое. Почти все они используют одни и те же восемь звуков. Согласно новому исследованию, к этим восьми…
Brain: область мозга может связывать «гормон любви» окситоцин со страхом Brain: область мозга может связывать «гормон любви» окситоцин со страхом Окситоцин известен своей связью с любовью, доверием и привязанностью. Но ученые обнаружили доказательства того, что клетки мозга, чувствительные к так называемому «гормону любви», могут также помогать нам распознавать, когда опасность…
Интернет и СМИ
Главное за сутки
Погибший, пожары на складах в Воронежской области и 396 БПЛА. Последствия атак ВСУ на российские регионы Погибший, пожары на складах в Воронежской области и 396 БПЛА. Последствия атак ВСУ на российские регионы Средства ПВО в течение ночи перехватили и уничтожили 396 украинских беспилотников над российскими регионами, сообщили в Минобороны РФ. В результате атаки БПЛА на Воронежскую область погиб мужчина, еще двое пострадали.…
Поражены предприятия ВПК и логистические центры. Новый удар ВС РФ по объектам на Украине Поражены предприятия ВПК и логистические центры. Новый удар ВС РФ по объектам на Украине Российские военные ночью нанесли групповой удар, поражены предприятия военной промышленности и транспортно-логистические центры в Киеве и Запорожье. Об этом сообщили в Минобороны РФ. ТАСС собрал основное о результатах. Заявление Минобороны…
Мирошник: за неделю от ударов ВСУ погибли 43 мирных жителя России, 376 были ранены Мирошник: за неделю от ударов ВСУ погибли 43 мирных жителя России, 376 были ранены Почти 380 мирных жителей, в их числе 24 ребенка, получили ранения на минувшей неделе от ударов со стороны Вооруженных сил Украины, 43 человека, в том числе четверо детей, погибли. Об…
Тема дня
Потомки немецких нацистов открыто говорят о ненависти к русским Потомки немецких нацистов открыто говорят о ненависти к русским

«Скажите нам, европейцам, что мы конкретно можем сделать, чтобы помочь вам убить больше русских?» – ...

Фото
Собаки и люди эволюционировали вместе, и лишь теперь эти процессы стали понятны Собаки и люди эволюционировали вместе, и лишь теперь эти процессы стали понятны

Эволюция собак показывает, как люди и собаки адаптировались друг к другу на протяжении тысяч лет, со...

Опрос

Кто первый посягнет на западные регионы Украины?

 

Анекдот дня

Ощущение, что кто-то просыпается и говорит: "Алиса, сделай ещё хуже."

Еще »

Этот сайт использует файлы «cookie» с целью повышения удобства его использования. Во время посещения сайта вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием сервиса «Яндекс. Метрика». Продолжая использовать сайт, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности.

Интересные материалы
МЫ ВКОНТАКТЕ

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

(Роскомнадзор). Реестровая запись от 07.06.2022 серия ЭЛ № ФС 77 – 83392. При использовании, полном или частичном

цитировании материалов planet-today.ru активная гиперссылка обязательна. Мнения и взгляды авторов не всегда совпадают с

точкой зрения редакции. На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии

предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей

сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)".