Четверг 25 апреля 2024 года

Вы здесь:  Главная» Все новости» Наука» Археологи выясняют, кем были первые жители Британии

Археологи выясняют, кем были первые жители Британии

Среда, 29 Июня 2022 22:45

Свидетельства, доказывающие, что древние люди населяли территории современного Кентерберри, археологи датируют периодом от 620 до 560 тысячелетий назад. Судя по довольно совершенной технологии изготовления каменных инструментов, можно предположить, что графство Кент населяли разумные гоминины. Однако, специалисты на данный момент не могут прийти к единому мнению – какие именно. Об исследовании ученых пишет портал Haaretz.

Одно из мест, где были найдены древние орудия труда – Фордвич, пригород Кентерберри. Древние люди жили здесь на берегу реки, которая позже изменила свое русло. Впервые об этом узнали более века назад, когда рабочие обнаружили здесь каменные ручные топоры. Современные способы датировки позволяют утверждать, что это самые ранние примеры ручных топоров и каменных скребков, найденных в этой местности. А также самые ранние экземпляры, изготовленные по ашельской технологии, найденные на Британских островах.

Исследование на эту тему было опубликовано в журнале Королевского общества открытых наук, авторами его стали Аластер Ки из Кембриджского университета и Тобиас Лауэр из Института эволюционной антропологии Макса Планка.

Датировка инструментов проводилась с помощью метода инфракрасной радиофлуоресценции, которая позволяет выяснить, когда песчинки полевого шпата в последний раз подвергались воздействию солнечного света, таким образом устанавливая, когда они были закрыты иными артефактами.

«Одно из чудес Фордвича с точки зрения археологов заключается в том, что артефакты остались именно там, где они находились — у древнего русла реки», — говорит Лауэр, руководивший процедурой датировки. Таким образом, ученые могут с уверенностью заявить, что орудия были изготовлены до того, как русло реки сместилось в другой район долины. Однако остается открым вопрос, кем были гоминины, изготовившие эти орудия труда.

Британия в определенные периоды история была слишком холодной для того, что люди селились здесь. Климат островов часто изменялся, в зависимости от наступления ледниковых и межледниковых периодов. Однако, археологи обнаружили, что в периоды, когда ледяной щит отступал на север, Британию населяли древние люди.

При этом, периоды заселения также были тесно связаны с наличием естественного моста между Британией и континентальной Европой. Исследователи склонны полагать, что Великобритания часто была полуостровом, однако в таком случае возникает вопрос, кто жил на островах и когда были заселены территории вокруг современного Кентерберри.

Современная точка зрения большинства исследователей гласит, что гоминиды вышли из Африки около 2 миллионов лет назад. Доподлинно неизвестно, к какому виду принадлежали мигранты, однако, точно известно, что их было достаточно много, чтобы обеспечить популяции генетическое разнообразие.

Самые ранние из известных на сегодняшний день останков гоминидов были обнаружены в Дманиси на территории Грузии в 1991 году археологом Давидом Лордкипанидзе и датированы периодом более 1,8 миллиона лет назад. Остается неясным, к какому виду принадлежал этот человек, поэтому археологи предпочли назвать его Homo georgicus.

Некоторые ученые предполагают, что Homo georgicus был разновидностью Homo erectus. Однако,  другие исследователи отмечают, что Человек прямоходящий был крупной особью с большим мозгом, в то время как Homo georgicus был довольно мелким и обладал маленьким мозгом. Кроме того, набор инструментов Homo georgicus был примитивным олдувайским, а не продвинутым ашельским типом прямоходящих.

Помимо этого, ученые подчеркивают, что находки останков гоминид слишком редки, а потому, учитывая множество морфологических различий человеческих останков, нельзя делать вывод о наличии нового вида по одной находке.

Между тем, заселение Британии гомининами началось почти миллион лет назад, в раннем плейстоцене. Каменные орудия, найденные в Хапписбурге, в графстве Норфолк , были датированы периодом от 950 до 800 тысячелетий лет назад, хотя считается, что в то время на островах было очень холодно, а человеческая экспансия ограничивалась регионами с более теплым климатом. В Хапписбурге не было обнаружено окаменелостей гоминидов, но были найдены отпечатки ног.

Археологи пришли к выводу, что некоторые из них были сделаны детьми ростом до метра, а некоторые — взрослыми, возможно, ростом более 1,70 метра. Несмотря на отсутствие останков, у археологов есть теория, что эти следы принадлежали Homo antecessor, виду гоминидов, чьи ископаемые останки были найдены только в одном месте — пещерах Атапуэрка на севере Испании.

До сих пор историки подвергают сомнению существование Homo antecessor  как отдельного вида, а также его гипотетический статус предка неандертальцев. Однако статус предка неандертальцев Homo antecessor  получил лишь на основании места нахождения и подходящего по срокам и времени существования.

Орудия труда были также обнаружены в Пейкфилде, графство Саффолк, и датированы периодом около 700 тысячелетий назад. В это время Британия была довольно приятным для проживания местом с теплым климатом. Эта находка является одной из самых старых за пределами Африки, и старше, чем находка в Кентерберри.

Однако, основываясь на всем, что известно об обитании гоминидов в Европе на сегодняшний день, исследователи пришли к выводу, что орудия труда в Кентерберри были изготовлены представителями Homo heidelbergensis. Такое предположение было сделано на основании находки нижней челюсти типового вида этого представителя в Германии, археологи аппелируют к временному совпадению, а также к тому факту, что географически Британия и Германия расположены довольно близко.

Идентификация кентерберийского вида как Homo heidelbergensis носит гипотетический характер, но археологи упирают на то, что этот вывод основан на современных ископаемых свидетельствах.

Некоторые считают, что Homo heidelbergensis распространился из Африки и породил неандертальцев, в то время как отдельная популяция гейдельбергцев в Африке превратилась в Homo sapiens.

Что касается исследования самих орудий труда, а именно каменных скребков, найденных в Кентерберри, то самая ранняя индустрия каменных орудий датируется периодом 3,3 миллиона лет назад. Тогда это были грубые и тяжелые каменные молотки. Олдувайские каменные орудия «ядро и отщеп» датируются периодом 2,6 миллионами лет назад. Это были чопперы: каменные ядра, с которых были сколоты отщепы, чтобы создать заостренный край, которым можно рубить, резать и скоблить.

Следующим этапом изготовления орудий труда была так называемая ашельская технология, появившаяся в виде ручных топоров в Африке 1,8 миллиона лет назад и в Европе около 1,2 миллиона лет назад. Теперь ашельская технология была найдена и в Кентербери, но подобные инструменты никогда не находили на более ранних стоянках в Великобритании. Более того, археологи впервые обнаружила скребки на островах.

Археологи полагают, что, если ашельские инструменты, включая скребки, не были найдены на британских стоянках до находки в Фордвиче, то возможно, более ранние стоянки принадлежали более ранним видам гомининов. В 2012 году Смитсоновский институт заявил, что в доисторической Британии на протяжении веков существовало четыре разных вида гоминидов.

Ученые из Британского национального музея предполагают, что существовало по крайней мере 10 отдельных волн оккупации островов гоминидами, каждая из которых заканчивалась с наступление очередного ледникового периода.

А около 12 тысячелетий лет назад появились анатомически современные люди. Как показали недавние генетические исследования, сегодня около 1% коренных британцев происходят от этого аборигенного населения.

Метелева Екатерина Опубликовано в Наука