Суббота 25 июня 2022 года

Вы здесь:  Главная» Статьи» Тайны мира и человека» Гоминиды Хиберии: удивительное переплетение неандертальцев, дольменов и мифов

Гоминиды Хиберии: удивительное переплетение неандертальцев, дольменов и мифов

Воскресенье, 26 Сентября 2021 23:27

Расположенный на юго-западной оконечности Евразии Пиренейский полуостров, включающий в себя часть Франции, Испании и Португалии, представляет собой своего рода геологический тупик. Он известен как величественными Пиренейскими горами на севере и Геракловыми столбами в Гибралтарском проливе на юге, так и тем, что на его территории отмечена самая высокая концентрация гоминидов во всем мире. Кроме того, полуостров может похвастаться и еще одним древним богатством, ведь здесь находится буквально кладезь дольменов. В совокупности же это удивительное сочетание является источником научного просвещения и мифологической красоты.

Акслор: первобытная природа неандертальцев

Акслор - это поселение неандертальцев, датируемое 40000-летним возрастом и позволившее значительно изменить существующие взгляды на природу неандертальцев. Стоянки древних людей учеными были обнаружена по всей пещерной сети полуострова, причем значительная их часть была открыта за последние два десятилетия.

Ученые смогли установить, что область эта была довольно интенсивна заселена, поэтому здесь сохранилось множество следов деятельности древних людей, которые дали новую информацию. Так, было установлено, что неандертальцы достаточно эффективно применяли стратегии охоты на большие расстояния и это позволило им успешно бороться с климатическими и экологическими изменениями. Кроме того, ученые выяснили, что неандертальцы охотились на чрезвычайно опасную дичь, и успех охоты заключался в сложных скоординированных стратегиях. Все это позволило совершить своего рода переворот в представлениях о неандертальцах, ведь много лет их было принято считать чуть ли не тупыми животными с крайне ограниченными когнитивными способностями.

Кова-Форада: любопытные артефакты неандертальцев

Кова-Форада – это еще одна примечательная пещера, богатая древними артефактами. Находится она недалеко от побережья Средиземного моря в испанской провинции Валенсия. Здесь было сделано уже три крупных научных открытия, в частности, обнаружен один из самых полных скелетов неандертальцев, причем многие кости все еще оставались связаны с позвоночником, что является крайне редким случаем. А недавно здесь были обнаружена фрагменты сделанного из орлиных когтей древнего ожерелья. При том, что орлы не являлись источником пищи неандертальцев, это может означать его символическое значение.

Кова-Негра: взгляд на охоту на неандертальцев

Еще одна пещера неандертальцев, находящаяся в провинции Валенсия, это Кова-Негра. Ее заселение восходит к среднему палеолиту. Особый интерес к ней среди ученых вызван тем, что здесь было установлено, что неандертальцы охотились и употребляли в пищу быстрых и мелких животных, а также птиц. Ранее же в качестве объектов охоты находили только следы крупных животных.

Пещера Боломор: передовые технологии и останки слонов

Пещера Боломор также находится в Валенсии и среди других выделяется тем, что ее отдельные участки датируются периодом заселения 350 тысяч лет назад и здесь были выявлены различия в конструкции инструментов, что можно считать ознаменованием технологического перехода. Кроме того, здесь были обнаружены и более поздние очаги заселения. Самой же необычной находкой этой пещеры можно считать следы охоты на слонов, причем эти огромные туши, как и другие тяжелые животные, были подняты в пещеру вручную.

Сидронская пещера: свидетельства каннибализма и генетики неандертальцев

Пещера Сидрон находится на северо-западе Испании и в качестве очага неандертальцев была открыта в 1994 году. Здесь находится чудесная галерея петроглифов, но в то же время именно в этой пещере было сделано ужасающее для нашего времени открытие – обнаруженные кости явно свидетельствовали о каннибализме. Также здесь был сделано и весьма интригующее открытие – выявление гена FOXP2, который генетики идентифицируют с речью. Следовательно, можно с определенной долей вероятности утверждать, что у неандертальцев была речевая коммуникация, что еще раз опровергает существующие представления о примитивности этих древних людей.

Но наиболее важным открытием, совершенным на основании полученных из этой пещеры данных, стало первое и пока единственное успешное секвенирование Y-хромосомы неандертальца, хотя оно и вызвало больше вопросов, чем дало ответов. Полученные данные вызвали целый ряд предположений, среди которых можно выделить гипотезу о том, что неандертальцы  разошлись  с общим человеческим предком 590 000 лет назад, а также посеяли сомнения в их африканском происхождении. Правда пока все это, до получения новых данных, остается на уровне предположений.

Дольмены Антекеры

Немного отойдя от темы неандертальцев как таковых, нельзя не обратить внимание на также свойственные этим местам дольмены. Дольмен представляет собой состоящее из двух или более огромных камней древнее мегалитическое сооружение. Относятся они преимущественно к периоду раннего неолита (от 3000 до 4000 до н.э.) и считается, что выполняли функцию погребений. Интересен тот факт, что схожие сооружения находятся по всему миру, с наибольшей концентрацией в Корее и Леванте.

Пиренейский полуостров также украшают сотни дольменов, но некоторые из них особо выделяются благодаря своим размерам, а также астрономической и географической ориентацией. Один из них известен как дольмен Менга и находится на юге Испании. Эта огромная конструкция столбов и перемычек с земляным покрытием, по праву считается одним из самых значительных шедевров мегалитического строительства. Также там находится и другой примечательный дольмен - Толос из Эль-Ромераля, который не только ориентирован на ближайшую гору, но и на полуденное зимнее солнцестояние. В целом же дольмены Антекеры  представляют собой гениальный, стилизованный и искусственный ландшафт в переплетенных симбиотических отношениях с окружающими природными образованиями и звездами.

Башня Дьявола

На краю  Гибралтарского пролива, на самой южной оконечности Пиренейского полуострова находятся руины Башни Дьявола. Это уже намного более современное сооружение, но оно было разрушено во время Второй мировой войны.

«Миф» о Джентилаке

Огромные размеры дольменов напрямую были связаны с мифом про исчезнувшую расу гигантов. Согласно баскской мифологии, именно эти гиганты были не только ответственны за возведение дольменов, но и передали баскам многие технологии, в частности, в области металлургии и сельского хозяйства. Считается, что гиганты жили в горах и обладали недюжинной силой, а одним из их любимых развлечений было метание огромных камней. До сих пор у современных басков проводятся подобные соревнования. Как следует из легенд, однажды джентилаки отступили через дольмены в подземное царство.

Чехия готовит новые выходки против России Чехия готовит новые выходки против России Председательство в Евросоюзе – вещь во многом символическая. Раз в полгода одна страна меняет другую, и тем самым показывается, что все 27 государств имеют возможность определять политику ЕС. Однако недооценивать…
Отсидеться не получится: режим Зеленского отправляет украинцев на смерть, под суд или в плен Отсидеться не получится: режим Зеленского отправляет украинцев на смерть, под суд или в плен Владимир Зеленский подписал закон № 6521, которым разрешил командованию ВСУ использовать подразделения теробороны (ТРО) для ведения боевых действий по всей территории Украины, и официально снял ограничения по применению их исключительно…
Германия доводит газовые отношения с Россией до полного разрыва Германия доводит газовые отношения с Россией до полного разрыва Заявления властей Германии все больше напоминают польскую риторику. Шольц сказал: никто в Европе не верит Газпрому, что тот снизил прокачку газа по первому «Северному потоку» по техническим причинам. А правительство…

Председательство в Евросоюзе – вещь во многом символическая. Раз в полгода одна страна меняет другую...

Гора Ольга (Ката-Тьюта) в Австралии Гора Ольга (Ката-Тьюта) в Австралии

Гора Ольга (Ката-Тьюта) находится в Национальном парке Австралии Улуру-Ката-Тьюта и состоит из 36 ма...

Как быстро Финляндия и Швеция вступят в НАТО?

У тех, кто хочет изменить мир, просто нет удобного дивана.

Пес Кайтус нашел самое большое сокровище в Польше за последнюю сотню лет