Понедельник 13 июля 2020 года
Мы
в соцсетях

Вы здесь:  Главная» Статьи» Планета Земля» Удивительная природа» Вулкан Тамбора на острове Сумбава. Индонезия

Вулкан Тамбора на острове Сумбава. Индонезия

Пятница, 01 Мая 2020 12:33
Вулкан Тамбора на острове Сумбава. Индонезия Фото из открытых источников

Экзотическая Индонезия полна сюрпризов и достопримечательностей. Так как это многоостровное государство расположено в Тихоокеанском Вулканическом Огненном Кольце, то на большинстве островов можно найти вулканы. Это может быть спящий вулкан как, например, Мербабу на острове Ява, или действующий как Синабунг на острове Суматра и вулкан Агунг на острове Бали. Вообще надо отметить, что многие вулканы Индонезии действующие и довольно опасные.

Сейчас расскажем про один из них. Это активный стратовулкан Тамбора, расположенный в северной части острова Сумбава в центре полуострова Санггар (который и появился благодаря этому вулкану).

Высота вулкана Тамбора сейчас составляет 2722 метра над уровнем моря. Но так было не всегда. Исследователи предполагают, что вулкан образовался не менее 57 000 лет назад на стыке медленно движущихся участков земной поверхности (так называемая зона активной субдукции). Его высота до начала 19 века составляла 4300 метров над уровнем моря. В то время Тамбора представлял собой типичный конический вулкан с одним кратером. По своему строению он напоминал вулкан Фудзияма в Японии.

Тамбора

Основание вулкана имело диаметр около 60 км. Периодически из кратера изливались лавовые потоки и стекали по склонам. Постепенно застывая, они формировали поверхность полуострова. Но магматические массы внутри вулкана постоянно накапливались и ждали своего часа.

Сейчас его кальдера, диаметром более 6,5 километров, хорошо видна из космоса. На дне кратера есть озеро размером примерно 900 х 530 метров. Оно образовано естественными осадками. Вершина Тамборы (2722 метра) является самой высокой точкой острова Сумбава.

Красивейшие окрестности, тропические джунгли и экзотические животные делают привлекательными места в районе вулкана. Но вовсе не этим знаменит вулкан Тамбора. Вы заметили, что от 4300 метров высоты осталось только чуть больше 2700. Куда делись остальные метры? Читайте дальше.

Чем прославился вулкан Тамбора в 1815 году?

Любой вулкан спит и видит, чем бы прославиться. Тамбора не исключение. А чем может прославиться вулкан? Конечно же, извержением. И чем оно мощнее, тем славы больше. В апреле 1815 года вулкан Тамбора устроил грандиозную встряску всему миру. Копившаяся тысячи лет внутри вулкана магма с огромным грохотом вырвалась на свободу. Мощнейшее извержение потрясло в прямом и переносном смысле всю планету, причинив колоссальный вред человечеству.

Тамбора

После извержения образовалась гигантская кальдера более 6500 метров в диаметре, а её глубина доходила до 700 метров. Высота вулкана уменьшилась почти вдвое, до 2750 метров (плюс-минус 50 метров).

Мощность извержения достигла отметки в 7 баллов по вулканической шкале, а энергия, которую высвободил Тамбора, в 4 раза превзошла энергию вулкана Кракатау во время его извержения в 1883 году.

По подсчетам вулканологов мощность Тамборы составили 800 000 килотонн в тротиловом эквиваленте, что примерно в 40 000 раз мощнее атомной бомбы, сброшенной американцами на японский город Хиросима в 1945 году. Из вулкана выбросило до 180 км3 пород, массой около 140 миллионов тонн.

Об уровне выбросов говорит тот факт, что в ледниках Гренландии, в наши дни в ходе анализов ледяных кернов, была обнаружена повышенная концентрация загрязнений, которая указывает на большое извержение примерно в 1815 году.

История извержения вулкана Тамбора

С 1811 года большие территории современной Индонезии были оккупированы Британией, поэтому основная часть информации была получена от представителей колониальной администрации.

Долгое время вулкан Тамбора спал, выжидая и собирая в кулак неимоверную мощь. В глубине вулкана копилась магма, а давление увеличивалось до 5000 бар. Это около 4930 атмосфер. Для примера – автомобильная минимойка создает давление порядка 20-150 бар. Представьте, какая сила притаилась в Тамборе. Вместе с давлением росла и температура, достигая значений в 850оС. А это на 200 градусов выше температуры плавления алюминия.

Мощнейшее извержение вулкана Тамбора

Первый признаки пробуждения вулкан подал в 1812 году. Тогда был слышен гул в недрах, а над кратером образовалось темное облако.

5 апреля 1815 года раздался первый внушительный взрыв, который услышали даже на расстоянии в 1000 километров. На следующий день началось полномасштабное извержение. Пепел долетал до восточного побережья острова Ява в 400 километрах от эпицентра.

Тамбора

Извержение усиливалось. 10 апреля взрывы были слышны уже за 2600 километров. Столбы пламени из жерла вулкана соединились вместе, и весь вулкан представлял собой непрерывный поток жидкого огня. Все это сопровождалось сильными пирокластическими потоками.

Напомним, это смесь горячих вулканических газов и камней. Обычно такой поток, имея температуру до 800оС и скорость до 700 км/час, в прямом смысле убивает все на своем пути.

Потоки газов, распространявшиеся в радиусе 20 километров от кратера, за несколько минут уничтожали целые деревни и убивали тысячи человек в округе. С неба падали большие куски вулканической пемзы и тонны пепла. Взрывы продолжались до 15 июля, а выбросы дыма наблюдались до 23 августа. Пепел достиг острова Южный Сулавеси и Западной Явы. Диаграмму распространения волны пепла можно увидеть на фото ниже.

Вулканический пепел поднимался на высоту до 43 километров, смешиваясь с дождями, превращался в ядовитую жижу и выпадал еще целую неделю. Кроме этого от нескольких месяцев до нескольких лет на высоте в 10-30 километров находилось огромное количество мельчайших частиц пепла. Конечно же, такое колоссальное извержение не обошлось без жертв.

Ученые до сих пор спорят, сколько человек погибло при извержении вулкана Тамбора, но сходятся в том, что счет идет на десятки тысяч. Причем большая часть населения погибло не от самого извержения, а от его последствий.

Число жертв непосредственно в ходе извержения оценивается в 10-12 тысяч человек. После катастрофы погибло еще 60-70 тысяч человек. Взрывы вулкана Тамбора сопровождались появлением цунами с высотой волн в несколько метров. Только от цунами на соседних островах погибло более 4600 человек.

Есть данные, что число жертв приближается к 100 000, но это немного преувеличенная цифра. Большинство ученых считает, что извержение унесло жизни порядка 71 000 человек.

Тамбора

В ходе извержения вся растительность на острове была уничтожена. Вырванные деревья смешивались с золой и пемзой, формируя слипшийся пласт наподобие плота размерами до 5 километров. Один из таких пластов был найден в Индийском океане около Калькутты в начале октября 1815 года.

Последствия извержения

Как говорил пират Джон Сильвер в мульфильме «Остров сокровищ» — «И живые позавидуют мертвым». Эта фраза оказалась применима к вулкану и его извержению. Большинство из первых людей погибли практически мгновенно. А последующим пришлось помучаться, так как после катаклизма пепел уничтожил все сельское хозяйство в окрестностях и убил огромное число животных (как домашних, так и диких). Голод и болезни стали выкашивать население. Последующий 1816 год запомнился в мировой истории как «год без лета». Из-за буйства вулкана Тамбора произошли глобальные аномалии с климатом. После извержения в радиусе 500 километров в течение нескольких дней стояла тьма. Все небо застилал вулканический пепел. Человечество узнало, что такое «вулканическая зима».

Средняя температура на планете в это время снизилась на 1оС, а местами на 4-5оС. Это привело к трудностям в сельском хозяйстве. Урожайность зерновых культур значительно снизилась. В 1817 году цены на зерно выросли в 10 раз, а население в окрестностях вулкана страдало и умирало от голода и разразившихся болезней. Восстановление сельского хозяйства в этом районе началось только в 1907 году. А в 1930 годах уже появились плантации кофе.

Извержением была стерта с лица земли целая культура аборигенов острова Сумбава, и вместе с жителями вымер один из языков папуасов – тамборский.

Это доказывают раскопки 2004 года. Тогда археологи под трехметровым слоем слежавшегося пепла и пирокластических осадков обнаружили остатки этой культуры и останки людей, сохранившихся в тех позициях, в которых их застала смерть. Это место даже назвали Восточные Помпеи (по аналогии с городом Помпеи, в короткий срок уничтоженным в 79 году вулканом Везувий).

Тамбора

Извержение вулкана Тамбора убило десятки тысяч человек

Вулкан Тамбора и по сей день проявляет активность, периодически выбрасывая дым и небольшие потоки лавы. Незначительные извержения произошли в 1880 и 1967 годах. Повышения сейсмической активности зафиксированы в 2011, 2012 и 2013 годах.

Несмотря на смертоносную историю, Тамбора привлекает не только вулканологов, биологов и археологов. Посмотреть на вулкан прибывают и туристы. Обычно они стараются попасть на самый верх, к громадной кальдере.

Как попасть на вершину вулкана

Есть два основных маршрута к вершине. Первый начинается от деревушки Doro Mboha с южной стороны и ведет к южной части кратера. Примечательно, что этот путь идет по хорошей дороге на высоту в 1950 метров над уровнем моря. Непосредственно к краю кальдеры придется пройти пешком еще около часа. Второй путь от деревни Pancasila (с северо-западной стороны от вулкана). Этот маршрут можно преодолеть только пешком.

Интересные факты