Суббота 24 июля 2021 года
Мы
в соцсетях

Вы здесь:  Главная» Все новости» Наука» Десятилетие анализа ДНК раскрывает удивительную правду о нашем прошлом

Десятилетие анализа ДНК раскрывает удивительную правду о нашем прошлом

Понедельник, 21 Июня 2021 00:38
Десятилетие анализа ДНК раскрывает удивительную правду о нашем прошлом Фото из открытых источников

Чуть более десяти лет назад датский биолог-эволюционист Эске Виллерслев успешно применил инновационные технологии анализа ДНК и декодирования, чтобы раскрыть генетические секреты далекого прошлого.  Первым был образец волос возрастом 4000 лет, извлеченный из арктической вечной мерзлоты в Гренландии. Это было знаковым достижением, поскольку впервые ученым удалось секвенировать весь геном, принадлежащий тому, кто жил в древние времена.

В честь расцвета области анализа древней ДНК, профессор Виллерслев, который в настоящее время является директором Центра геогенетики Фонда Лундбека при Копенгагенском университете,  опубликовал в июньском выпуске журнала Nature всеобъемлющий обзор того, что было обнаружено в отношении древней геномики Северной и Южной Америки в последние 10 лет. Совместно с археологом из Южного методистского университета Техаса Дэвидом Мельцером он объясняет, как древняя технология секвенирования ДНК произвела революцию в археологии, антропологии и эволюционной биологии. Авторы демонстрируют, что восстановление древнего генома и анализ ДНК открыли двери в новую эру открытий, наполненных свежими и захватывающими взглядами на генетическую историю человечества, включая его родственников  и предшественников, таких, как неандертальцы и денисовцы. Виллерслев отметил, что особенно его поразило то, насколько устойчивыми и способными были первые люди  - они жили в совершенно разных средах и часто заселяли их за короткий промежуток времени.

Традиционная археология помогла ученым раскрыть множество деталей о том, как люди жили в прошлом. Но генетические отношения между народами, проживающими в разных регионах, выявить было сложно. Без доступа к информации, закодированной внутри ДНК, ошибочные предположения о древних моделях миграции были неизбежны.

Например, ранее считалось, что люди, не являющиеся коренными американцами, вероятно, проживали в Северной и Южной Америке до того, как предки коренных американцев прибыли туда между 12 000 и 15 000 лет назад. Но анализ ДНК, взятый из окаменелых человеческих скелетов, обнаруженных в Северной и Южной Америке, не обнаружил ДНК не коренных американцев.

Однако исследователи обнаружили генетические доказательства связи людей, живших на территории нынешней Сибири 24000 лет назад, как с коренными американцами, так и с современными сибиряками. В 2013 году ученые секвенировали генетический образец четырехлетнего мальчика, чьи скелетные останки были обнаружены российскими археологами на юге Центральной Сибири в 1920-х годах. Было показано, что мальчик принадлежал к группе людей, которые никогда не были обнаружены, но которые внесли свой вклад в генетическое наследие предков коренных американцев. То есть геномные данные показали связи, о существовании которых ученые не знали, между различными культурами и популяциями, а также отсутствие связей, которые, как считалось, действительно существовали.

Учитывая северное местоположение  это открытие помогло подтвердить теорию о том, что предки коренных американцев проживали в Сибири в далеком прошлом, прежде чем отправиться в Америку через мост через Берингов пролив . Этот объект суши соединял Сибирь и Аляску во время последнего ледникового периода, когда уровень моря был ниже, между 12 000 и 15 000 лет назад. Некоторые коренные американцы пересекли мост пешком, а затем направились на юг по незамерзающим коридорам. Другие плыли вдоль побережья Тихого океана с точек запуска, расположенных вдоль моста, приземлились в различных точках побережья Северной и Южной Америки и мигрировали оттуда на восток.

Не столкнувшись с сопротивлением со стороны коренного населения, первые коренные американцы довольно быстро распространились по Северной, Центральной и Южной Америке. В течение следующих нескольких тысяч лет они построили сложный комплекс различных и уникальных индейских сообществ.

Виллерслев и его коллеги получили довольно много внимания из-за другого успешного проекта по секвенированию, который они также завершили в 2015 году. В этом анализе они доказали, что древний неповрежденный скелет, известный как человек Кенневик, принадлежал человеку, связанному с современным племенем Колвиллов в Вашингтоне. Чтобы понять значение этой работы, можно отметить, что несколько индейских народов подали в суд на Инженерный корпус армии США, требуя контроля над территорией, где был найден человек Кенневик, недалеко от реки Колумбия. После того, как результаты Виллерслева были объявлены, скелет был передан народу Колвиллов для захоронения.

Но самая важная и показательная работа Виллерслева в этой области была завершена в 2018 году. Биолог и его коллеги провели всесторонний анализ ДНК человеческих останков, обнаруженных в 15 местах в Северной, Центральной и Южной Америке, от Аляски до Патагонии. Сюда входили известные находки, такие как скелеты Лавлока из Невады, скелеты Лаго Санта в Бразилии, мумия инков , чрезвычайно древние останки, найденные на юге Чили, и самая старая в мире естественная мумия, обнаруженная в пещере Духов в Неваде.

Сложив воедино кусочки сложной головоломки, ученые использовали генетическую информацию, полученную из этих образцов ДНК, для отслеживания миграционных перемещений многих древних коренных американцев с течением времени. Они также могли отслеживать взаимодействия, которые происходили между разными группами.

Из этих данных они смогли сделать два вывода. Во-первых, коренные поселенцы распространились по Америке с «поразительной» скоростью. Во-вторых, никакая внешняя ДНК никогда не входила в коллективный генофонд, а это означает, что не было оснований полагать, что какие-либо люди уже жили в этом регионе, когда прибыли первые коренные американцы.

Сейчас секвенирование выполняется на образцах ДНК, полученных из скелетов, извлеченных со всего мира, а также из широкого спектра других видов гомининов и животных. Каждый день в результате этих исследований появляется новая и увлекательная информация, и в будущем наше понимание истории нашей планеты может резко измениться благодаря открытиям анализа древней ДНК.