Понедельник 26 июня 2017 года
Следите
за новостями

Вы здесь:  Главная» Статьи» Планета Земля» Удивительная природа» Долина движущихся камней в Калифорнии

Долина движущихся камней в Калифорнии

Понедельник, 19 Декабря 2016 13:44
Долина движущихся камней в Калифорнии Фото из открытых источников

Долина блуждающих, или движущихся камней - геологический феномен, который обнаружили на дне древнего высохшего озера Рейстрэк-Плайя, что на юге Долины смерти в штате Калифорния, США. Она представляет собой довольно ровную и плоскую равнину, по глиняной поверхности которой медленно двигаются камни, свидетельством чего служат длинные следы, оставленные позади.

Название "Долина смерти" здешним местам дали переселенцы, в 1849 году путешествующие в поисках кратчайшего пути до золотых приисков Калифорнии. Многие из них погибли на просторах долины, а те, которым удалось избежать гибели, спасались вяленым на кострах мясом мулов. Уцелев и достигнув намеченных целей, они оставили этим землям мрачные названия: Долина Смерти, гряда Последнего Шанса, Похоронный хребет.

Самый большой национальный парк на территории США, именуемый "Долиной смерти", имеет общую площадь 13 518 км². Он интересен своей нетронутой дикой природой и прекрасным ландшафтом, который привлекает туристов и исследователей геологическими, историческими и эстетическими богатствами.

Основная растительность здешней горной пустыни - чаппараль. Это кустарники, которые в сухой период года сбрасывают или сворачивают свои листья и впадают в анабиоз. Однако, как только на пустыню обрушиваются ливневые дожди, все они оживают и продолжают рост. Помимо них на склонах гор и нагорных террасах, грунт которых не содержит смертельное количество соли, произрастают такие растения как ксерофиты, юкки и кактусы.

Долина блуждающих камней - безводная пустыня, подвергаемая регулярным перепадам температуры почвы и воздуха. Небольшие водоемы, которые изредка встречаются в здешних местах, точно не помогут утолить жажду страннику, потому что вода в них имеет горько-соленый вкус. Образовавшиеся в результате редких дождей ручьи иногда протекают по дну просторных долин, но они тоже пересоленные. Лишь склоны гор во время дождей изредка могут порадовать небольшим количеством пресной воды.

Высохшее дно озера Рейстрэк-Плайя представляет собой засоленное глинистое поле с ровной поверхностью, длина которого составляет 4,5 км, а ширина - 2,2 км. Открытое пространство окаймляет гряда гор высотой до 3300 м. Большую часть года ложе озера сухое, покрыто коркой такыра и испещрено мелкими ячейками. В центральной его части, разбавляя пустынную монотонность пейзажа, возвышается скала. В летний период долина подвергается воздействию палящих лучей солнца, а обычная дневная температура в тени составляет около 50°С. Однако зимой на просторах равнины может наблюдаться ураганный ветер, снег и даже метель. Вместе с тем если в зимний период ночная температура и опускается ниже пометки 0°С, то днем пустыня все равно достаточно сильно раскалена.

Вся потрескавшаяся поверхность высохшего озера усеяна так называемыми "движущимися камнями", большинство из которых попали на дно с доломитового холма, расположенного в южной части Рейстрэк-Плайя. До сих пор ученым не удалось найти единственно верного объяснения данному феномену. Существует несколько гипотез относительно этого загадочного явления, а в 1998 году даже была защищена диссертация на тему блуждающих камней Калифорнии.

Многочисленные трассы ползающих каменных глыб можно увидеть по всей площади озера. Основные их направления - с юга на север и с севера на юг, но бывает так, что камни меняют свой курс, разворачиваются в обратную сторону, их следы могут расходиться и пересекаться. Длина трасс колеблется от 3-5 до нескольких сотен метров.

Камни имеют свойство переворачиваться с боку на бок, маневрировать, а иногда даже кувыркаться. Наиболее активными они становятся в центре высохшего озера. Изредка эти "путешественники" меняют свою траекторию благодаря вмешательству людей.

Изучением данного природного феномена начали заниматься еще в 1948 году. Первым исследователем, который работал непосредственно на дне Рейстрэк-Плайя, был геолог Томас Клемент. Он отправился в Долину блуждающих камней в 1952 году. Его главная цель – увидеть собственными глазами как передвигаются камни - заставила его долгое время жить в пустыне. Однажды ночью на местность налетело ненастье, заставившее ученого спрятаться в палатку. Всю ночь лил дождь и свирепствовал ветер. Утром, когда Клемент выглянул из укрытия, перед его взором открылась следующая картина: камни сдвинулись с прежних мест, о чем свидетельствовали свежие борозды, образовавшиеся на песке. В тот день геолог сделал предположение, что в результате прихода воды глинистая поверхность равнины размягчилась и сделалась скользкой. По его мнению, дождевые струи стали своего рода смазочным материалом для валунов, что облегчило их скольжение. Также Клемент отметил, что некоторые камни двигались синхронно, следы других, лежащих по соседству, были направлены в противоположную сторону, а третьи вообще "водили хоровод", словно попали под воздействие смерча.

Пола Мессина, геолог калифорнийского Университета Сан-Хосе, наблюдавшая за необычным геологическим явлением в Долине смерти в период с 1993 по 1998 гг., а затем защитившая на эту тему диссертацию, внесла свою лепту в исследование блуждающих камней. Она узнала, что все они состоят из доломита, а на дно озера попали, отколовшись от скальных пород горных хребтов, которые окаймляют плато. Что касается гладкой равнины, то она состоит из мелких глинистых частиц, которые приносят воды с гор во время дождей. Именно они составляют скользкую глину, расплывающуюся пятнами по поверхности дна. Также к списку ее открытий относятся обнаруженные в слое, который после дождя становится скользким, отдельные колонии бактерий.

В итоге пятилетнего труда у Мессины не возникло никаких новых теорий относительно данного явления. Она поддерживает мнение других исследователей, которые считают, что движущая сила питается от различных факторов, но главный из них ей так и не удалось определить.

В 2010 году специалисты NASA, чтобы положить конец формированию фантастических гипотез, решили раскрыть секрет загадочного феномена. К высохшему озеру отправилась группа из студентов и 17 исследователей под руководством NASA, которые много дней провели на пустынных просторах Долины смерти среди песка, камней и соли. В результате их наблюдений было установлено, что один из самых крупных "блуждающих" валунов, вес которого составляет 320 кг, за 31 день преодолевает расстояние в 18 метров. Также американскими учеными было обнаружено, что форма, вес и размеры камня не играют никакой роли при его перемещении. При этом каждый из них абсолютно уникален и живет своей, неподдающейся объяснению жизнью. Иногда каменные глыбы путешествуют парами, оставляя за собой параллельные извилистые борозды. Уклон поверхности плато не превышает 1-2 см на один км. Многие зигзагообразные траншеи проходят по практически полностью горизонтальной территории. А на краях некоторых даже отсутствуют "виновники" оставленных следов. В тех локациях, где слой грунта имеет рыхлую структуру, каменные глыбы в буквальном смысле слова вспахивают поверхность.

Ученые предполагали, что в движение камни могут приводить землетрясения, повышенная сила тяготения, водные потоки и магнетизм, однако проведенные эксперименты и измерения опровергли все выдвинутые гипотезы. Также экспедицией была проверена теория Джорджа Стенли, в 50-х года высказавшего предположение о том, что каменные глыбы движутся по покрытой льдом поверхности. Согласно его гипотезе, ночная минусовая температура обволакивает пустыню ледяным панцирем, который позволяет валунам скользить. Для проверки данного предположения и изучения движения камней в Долине смерти исследователь NASA Гунтер Клетечка провел эксперимент. Зимой 2010 года он поместил сенсоры под некоторыми каменными "путниками". В результате полученной информации было установлено, что в марте пустыня действительно покрывается наледью. Эта теория объясняет тот факт, что крупные камни передвигаются на большее расстояние, чем мелкие, поскольку им тяжелее тормозить, если они пришли в движение.

Однако, по мнению исследователей, наличие льда объясняет не все случаи "странствий" каменных глыб. После проведения ряда измерений была обнаружена связь между активностью камней и частью озера Рейстрэк-Плайя, в которой они находятся. Из-за особенностей геометрии окружающих долину гор ветер после бури ведет себя крайне сложно, разделяясь на два потока. В результате раскиданные по разным концам дна озера глыбы хаотически перемещаются в разных направлениях. А в центре они сталкиваются, закручиваясь в мини-торнадо и унося за собой попавшиеся камни.

Грунт дна озера Рейстрак-Плайя также был подвергнут тщательному анализу. В ходе исследований был обнаружен своеобразный "коктейль" из различных данных, частично подтверждающих некоторые выдвинутые гипотезы. Влияние могут иметь и глинистый грунт, и лед, и водоросли, и дождь, и ветер. Вместе с тем, истинный механизм, приводящий таинственные камни Долины смерти в движение, так и не был установлен и остался загадкой.

Каждый камень в Долине смерти пронумерован и даже имеет собственное название: Mary Ann, John, Karen, Nancy, Silviya и др.

Есть предположение, что данное природное явление обусловлено воздействием геомагнитных полей. Люди, побывавшие в Долине смерти, даже рассказывают о неком дискомфорте, который возникает во время пребывания в этой местности. Кроме научной трактовки также существует гипотеза с добавлением мистики. Согласно ей, таинственное блуждание камней поддается влиянию сверхъестественных сил (в них обитают потусторонние существа).

На данный момент официальной версией, объясняющей феномен Долины ползущих камней, считается гипотеза о движении каменных глыб под воздействием потоков ветра и воды. Высохшее на протяжении года дно озера в сезон дождей наполняется водой. Глинистая почва размокает, в результате чего резко уменьшается сила трения, и под воздействием ураганных порывов ветра каменные глыбы якобы начинают медленно скользить по поверхности, оставляя за собой разнокалиберные борозды. С места сдвигаются даже валуны, такие как Karen, вес которого составляет около 350 кг.

На сегодняшний день не существует точно сформулированного объяснения, которое прояснило бы, почему расположенные рядом камни внезапно начинают "ползти" в противоположные стороны, а другие при этом продолжают лежать на месте. Также остается загадкой, как каменные глыбы оказываются раскиданными по всей площади, тогда как под воздействием регулярных ветров они перемещались бы в один край озера. Изучение феномена Долины блуждающих камней активно продолжается и, возможно, вскоре вырисуется более четкая картина происходящего в этом загадочном месте планеты.

Источник